Мастера копий: история китайской марки Zotye
Китайская марка Zotye, пожалуй, известна в Украине лишь автомобильным экспертам и поклонникам автомобилей из Поднебесной. Однако это не мешает ей создавать скандальные автомобили, которые уж очень похожи на немецких, британских и японских собратьев класса люкс. И самое интересное, что такой подход не смущает многих покупателей. Хайп дороже жизни? Давайте разбираться.
А началось всё не так давно – в 2003 году, когда небольшая компания по производству автомобильных запчастей получила масштабные инвестиции и превратилась в Zotye Holding Group. Через пару лет, 14 января 2005 года, была образована марка Zotye. Производство автомобилей было налажено по проверенной в Китае схеме: покупка оборудования для производства машины у японской Daihatsu, и в первые два года на производственных мощностях в городе Юнкан (300 километров южнее от Шанхая, провинция Чжэцзян) собирался тесный, но пятиместный кроссовер 2008, который является по сути слегка модернизированной версией модели Terios. Под капотом у машины располагались старые, но проверенные временем атмосферные моторы Mitsubishi Orion с индексом 4G13 и 4G15, которые можно обнаружить под капотами старых версий Colt, Lancer и Carisma. Впрочем, этот мотор оказался настолько живуч и удачлив, что после модернизации и обретения наддува его стали устанавливать в автомобили Geely, Great Wall, Haval и Changan. Но вернёмся к Зоти.
Второй моделью марки стал перелицованный минивэн Fiat Multipla. Как и в случае с Daihatsu, Zotye закупила у итальянцев оборудование и лицензию на производство машины, а также добавила к названию модели букву «n» - так свет увидел минивэн Multiplan. Сотрудничество с Fiat было признано удачным, и в 2011 году компания начала производить модель Z200, которая представляет собой перелицованную версию седана Siena. Производство этой модели завершилось достаточно скоро – в 2014 году.
Кстати, в 2009 году Zotye решила выпустить свою самую дешёвую машину – ситикар TT другой китайской компании Jiangnan. Стоимость машины не превышала 2.830 долларов, позже эту модель переименовали в TT, выкупив у Jiangnan. По мнению некоторых экспертов, на тот момент это был один из самых дешёвых автомобилей в мире, представлявший собой Suzuki Alto из начала 90-х, у которого под капотом располагался трёхцилиндровый 800-кубовый мотор мощностью 36 лошадиных сил. На нашем рынке эту машину знают как Daewoo Tico, правда, Тико всё-таки относится к следующему - третьему поколению Alto.
В 2011 году компания вывела на рынок минивэн V10, который получил под свой капот проверенный временем двигатель Mitsubishi 4G12 серии Orion, а годом спустя появился компактный седан Z300, который можно очень легко спутать с Toyota Allion.
По итогам 2012 года Zotye реализовала на внутреннем рынке 85.644 автомобиля, что на 14.000 экземпляров меньше, чем по итогам 2011 и 2010 года. Видимо, для руководства марки стало очевидно, что рынку требуются несколько иные автомобили, и китайцы решили сделать ставку на кроссоверы, спрос на которых в те годы стал стремительно расти. Так, в 2013 году свет увидел среднеразмерный кроссовер T600 – первый приличный автомобиль марки, который внешне являлся симбиозом кроссоверов Audi и Volkswagen. Под его капотом разместились уже турбированные версии двигателей Mitsubishi серии Orion, объёмом которых составляет 1,5-2,0 литра. С T600 компания в 2015 году начала штурмовать украинский рынок, а через год автомобили марки появились и в автосалонах соседской России.
В Украине у Зоти дела не задались: неизвестную для наших автолюбителей марку приняли с опаской, несмотря на то, что под капотом у машины располагаются надёжные, хоть и устаревшие силовые агрегаты, впрочем, это даже плюс: традиционный впрыск топлива, чугунный блок, простейший наддув – такая схема позволяет силовым агрегатам Мицубиси не доставлять существенных хлопот владельцам при пробегах свыше 100.000 километров. А вот в соседней России уже в течение 2017 года было реализовано более 1.000 экземпляров T600, годом позже дилеры реализовали уже более 2.000 автомобилей, и в конце прошлого года Zotye вывела на рынок РФ купеобразный кроссовер Coupa (в Китае изветен как T600 Coupe). Также российский офис марки собирается в ближайшем будущем добавить в модельную линейку кросс T300, ценник на который будет начинаться с 10.000 долларов.
На данный момент линейка автомобилей бренда состоит в основном из кроссоверов на любой вкус: помимо вышеназванных моделей, марка продаёт на китайском рынке модели T500, T700 и T800, дорогие кроссоверы серии SR – SR7 и SR9, и бюджетные кроссоверы под суббрендом Damai. И если модели T500 и T800 обладают более-менее аутентичным дизайном, то T700 можно легко перепутать с Range Rover Sport, модель SR7 является практически точной копией Audi Q3.
Но самая скандальная модель Зоти - это безусловно SR9. Она настолько похожа на Porsche Macan, что при «правильной подаче» многие поверили бы, что это какая-нибудь спецверсия «немца» . Салон у SR9 просто один в один «слизан» у Porsche: передняя консоль, внешний вид руля, мультимедийной системы - абсолютно всё. Правда, под капотом у «клона» мотор попроще, хотя сказать, что он плохой не получится: это двухлитровый 4G63, который можно найти у Lancer Evolution девятого поколения, правда, он дефорсирован до 190 лошадиных сил.
Что же касается других копий Zotye, то её кроссовер Damai X5 очень похож на Volkswagen Tiguan первого поколения, а Damai X7 так вообще трудно отличить от самого последнего концепт-кара Volkswagen – кроссовера Cross Coupe GTE. Немцы уже не раз грозили китайцам судебными исками, но пока воз и ныне там: китайский бренд и далее выпускает свои автомобили, и по итогам прошлого года марка продала 232.409 автомобилей. Не так-то много, учитывая, что годом ранее было реализовано 311.266 автомобилей.
На автомобили Зоти без всяких стеснений сделала ставку Беларусь: на заводе «ЮНИСОН» сейчас производится крупноузловая сборка моделей Z300 и T600, а в ближайшее время к ним добавятся электрокары E200 и Z500EV, которые будут продаваться на местном рынке и экспортироваться в Россию.
К слову, некоторые модели бренда уже давно освоили рынок Ирана, и полным ходом производятся на заводе концерна Saipa. Также у компании большие планы на латиноамереканский рынок.
Вполне возможно, что в скором времени китайский бренд вернётся на наш рынок, и если клоны европейских моделей окажутся не по душе украинским автолюбителям, то электрокары имеют все шансы на успех. Этот сегмент у нас остро нуждается в недорогих, но более-менее приличных моделях, и сейчас он заполняется битыми и побывавшими в других передрягах Nissan Leaf из США.
Что же касается перспектив Zotye в Европе, то если марка хочет пойти по стопам Haval и выйти на рынок ЕС, то руководству стоит задуматься над тем, чтобы придать всем своим моделям аутентичный дизайн.
31 января 2019 года. Юрий Жевиляк, специально для InfoCar.ua
Источник: Zotye.InfoCar.ua